Магия символов

- В кабинет
- Лекции
- Правила выполнения ДЗ
- Домашка на 12
- Оценки

- Список изученных символов
- Библиотека

- В Хогвартс
- Консультационный центр

- Послать сову

Лекция 1
Введение


Сегодня с утра каждый из вас, проснувшись, почувствовал себя участником небезызвестной маггловской телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером?». Неважно, шарф какого цвета вы надеваете по утрам; важно лишь то, что план дальнейших действий на день вы выбирали из четырех вариантов:
..Те, кто, забросив будильник за кровать соседа в спальне девочек, продолжали дальше умиротворенно спать, выбирают ответ А.
..Те, кто, проснувшись, взяли в руки швабру и стали прибирать гостиную факультета после вчерашнего подушечного боя, могут взять с полки пирожок.
..Те, кто под угрозой избиения квиддичной битой, уныло поплелся дождливым утром на тренировку, выбирают С.

… Ну а тем несчастным, кому очень хорошо известно слово «префект», здравствуйте. :-)
Зовут меня Фанки, я никоим образом не профессор, а дипломница факультета Рейвенкло. Что я буду у вас вести, я не скажу; а за подобный вопрос поставлю минус пять баллов за недогадливость. :-)

Так как на болоте развелось слишком много огоньков, в прудах – водяных, а в квиддичных раздевалках - боггартов, то профессор Тадана вынуждена уделять им двойное внимание и не поддаваться соблазну отвлечься на такую интересную дисциплину, как Магия Символов. Я навскидку вижу в классе отличников, которые уже ходили на лекции по этому предмету, но, тем не менее, знают поговорку «Повторение – мать учения». Дальше все просто: они потратят на выполнение домашнего задания меньше времени, чем все остальные, и посвятят его полетам на метле в дождливую весеннюю погоду.

Те из вас, кто еще не понял, в чем же заключается объект изучения дисциплины Магия Символов, могу посоветовать разобрать это словосочетание «по частям». Что такое магия, вы, надеюсь, знаете, раз прошли фейс-контроль нашего Привратника. Что такое символ, я сейчас расскажу. Ну а первый вопрос домашнего задания так и будет звучать – в чем заключается магия символов? Есть магия языка, магия природы, магия камней и так далее, а что же такого «магичного» в символах, я думаю, расскажете мне вы. Подскажу, что это вопрос на рассуждение; информацию из того места, куда бы вы сейчас полезли искать ответы, я знаю.

Вообще слово «символ» происходит от греческого symballein, что значит – «соединение». Это значение происходит от традиции разбивать табличку из глины в знак заключения сделки: каждому из участников вручался кусок разбитой таблички, чтобы при соединении эти фрагменты могли составить единое целое, подобно, например, мозаике. Та часть таблички, которая принадлежала каждому участнику, называлась по-гречески symbola. Поэтому символ не только представляет что-либо, но и указывает на отсутствие некой «невидимой» части. Символ соединяет вместе разрозненные фрагменты и при этом создает более значимое целое, чем банальная сумма частей. Все дело в том, что слияние скрытых, тех самых «невидимых» смыслов усиливает общую идею.

Знак, в свою очередь, заменяет собой ту или иную вещь в более конкретном смысле. Функция знака – передача информации о конкретном предмете или понятии. Символ же вызывает эмоциональный или психологический отклик, пробуждая ассоциации.

Например. Слово «дерево» (как знак!) означает определенный тип многолетних растений со стволом, ветками, листьями и корнями. В качестве символа же это слово может иметь множество значений. Оно символизирует и плодородие с щедростью природы, и выносливость с долголетием человека, и переплетение семейных связей, и чего только не. Ни знаки, ни символы НЕ имеют единственного уникального значения. Одно и то же дерево может по-разному называться в разных языках, а его символическое значение будет связано именно с той ролью, которое оно играет в жизни людей. Разумеется, знаки и символы зависят от человеческой культуры и изменяются в соответствии с ней. Их, пожалуй, основная функция – проводить информацию, передавать скрытый смысл.

Но, несмотря ни на что, некоторые символы и знаки выходят за пределы социума и становятся универсальными. Они встречаются в нашей повседневной жизни и имеют общее значение практически для всех культур.

С древних времен люди описывали энергетические поля, пронизывающие и оживляющие Вселенную. В Индии ее называют «прана», в Китае и Японии – «ци», в Полинезии – «мана», а в западной традиции это эфир. Для алхимиков жизненная сила была заключена в философском камне, они называли ее quinta essentia, что означает «пятая сущность», или «душой мира».

Рассмотрим точку зрения современной науки, возможно (или несомненно), это будет не совсем сказочно и немного скучно. Современная наука считает, что материальный мир, кажущийся твердым и непроницаемым, состоит из энергии, с атомами, протонами, нейтронами, электронами и элементарными частицами, вибрирующими одновременно, но на разных частотах.

Можно считать, что все элементы Вселенной составляют единое целое благодаря невидимому энергетическому «клею». Психолог Карл Густав Юнг видел эту силу в том гигантском резервуаре архетипических энергетических схем, согласно которым мы живем и которые выражаем при помощи символов (в сновидениях, искусстве, религии и науке). Это и есть то самое «коллективное бессознательное». И этим можно объяснить как неугасающий интерес человечества к символам, так и их постоянное появление в любой мыслимой форме, а также и то, почему символы не имеют единственного верного определения.

Среди множества верований можно найти еще одну общую тему: символизм противоположностей. Практически на каждом уровне нашего существования можно найти бинарные пары или противоположности. Например: небо/земля, мужчина/женщина, день/ночь. Используя термины магнитного поля земли, эти противоположности можно объяснить как полярность позитивного и негативного, притяжение и отталкивание, отлив и прилив. Люди точно так же объясняют абстрактные понятия, воспринимая мир с точки зрения добра и зла, успеха и провала, богатства и бедности, красоты и уродства. У некоторых народов на этом основана общественная мораль, в которой одна полярность считается положительной, а другая – отрицательной с далеко идущими политическими и социальными последствиями. Например, многие патриархальные цивилизации строились на том, что женщины – это низшие существа.

У других народов, не отрицавших существования противоположностей в природе, главным было восприятие мира как единого органичного целого. Таково значение китайского символа инь-ян или алхимического символа андрогина, в котором мужчина и женщина образуют единое целое.

Хотя некоторые символы сохраняют свое значение на протяжении многих веков, есть такие символы, чье значение и смысл меняются с течением времени. Прекрасным примером такого символа может служить козел, чье символическое значение менялось и развивалось на протяжении веков. В древности в Европе козел считался положительным символом, также он был священным животным древнегреческих богов Дионисия и Пана. Пан, получеловек-полуживотное с козлиными рогами, был богом всего, особенно размножения.

В Ветхом Завете козел превратился в «козла отпущения» за грехи человечества. Его отправили на волю с таким грузом зла. С этого момента животное все чаще символизирует все негативное, что только можно себе представить. В Средние века все качества козла переходят к дьяволу. Бог Пан превратился в сатану с козлиной головой. В Средиземноморье козел сохранил свое положительное значение, где его считают животным, способным принимать на себя все неприятности.

Еще один символ такого рода – это свастика. Думаю, здесь все ясно. Изначально свастика – древний символ природы, обладающий множеством значений и являющийся примером того, как значение символа может меняться. Если свастика направлена против часовой стрелки, она обозначает движение против природы.

Вообще эта лекция была вводной, поэтому на этом мы ее закончим.

По канону нужно задать ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, поэтому вот вопросы.

Здесь мы перенесемся на N триместров назад и вспомним Подготовительное Отделение. Для тех, кто еще не понял, отвечать на все вопросы НЕ нужно. Вам надо выбрать один из каждого блока, итого получится ТРИ вопроса (а не девять).

Блок 1 (на 2 балла)

  1. Почему символы в наше время имеют разные трактовки, а не единственное верное определение?
  2. Что такое символ? (своими словами)
  3. Взять любой символ, имеющий несколько вариаций (например, крест, но его уже не брать)), и рассказать в двух предложениях про эти вариации (можно с рисунками).

Блок 2 (на 3 балла)

  1. Найти еще примеры изменения значений символов и знаков с течением времени (для тех, кто не читал лекцию – свастику не брать :-).
  2. В чем различие между знаком и символом (на примерах)?
  3. Вопрос из лекции – в чем заключается магия символов?

Блок 3 (миниэссе на 5 баллов)

  1. Чем можно объяснить неугасающий интерес человечества к символам и их проявление в разных формах? (конечно же, мнение Юнга меня не интересует, интересует ваше).
  2. У каких народов (в каких странах и в какое время) общественная мораль организована на противоположностях (одна полярность – строго положительная, другая – строго отрицательная)?
  3. Положительные и отрицательные стороны организации морали общества на полярности.

Это, конечно, удивительно, но здесь мы заканчиваем. До следующих встреч. :-)

Hosted by uCoz